В стремительно развивающемся мире медицины, где время – бесценный ресурс, а точность диагноза – залог успеха в лечении, врачу особенно важно выстраивать эффективный диалог с пациентом с позиции партнерского общения. Не всегда это дается просто: пациент может выражать сомнения в назначениях, переходить на повышенный тон разговора или, наоборот, замыкаться, когда слышит о сложном диагнозе. В такие моменты медицинскому специалисту важно сохранить спокойствие самому и поддержать пациента, собрать нужную информацию, но в то же время учесть индивидуальные особенности человека. Помочь в этом может использование Калгари-Кембриджской модели медицинской коммуникации. В чем ее особенности, практическая польза и уникальность, объяснила сертифицированный тренер по медицинской коммуникации, директор благотворительной организации «Социальный гериатрический центр “Опека”», магистр психологии Татьяна Колосова.
Татьяна Витальевна обучает врачей новым навыкам коммуникации. Треннинг организован при поддержке благотворительного фонда «Жизнь как чудо» в рамках программы «Школа по заболеваниям печени». В прошлом году курс прошли три группы врачей, каждая из которых состояла из 5-7 человек. О том, как проходит обучение и каких результатов уже удалось достичь, рассказали участники и тренер курса.
От непонимания к доверию: как появился новый подход к медицинской консультации
Проблемы в коммуникации «врач-пациент» назревали десятилетиями, и активно обсуждать и исследовать их в медицинской среде начали еще в 70-х годах ХХ века.
В книге «Врачи беседуют с пациентами», которая вышла в 1976 году, П. Бирн и Б. Лонг проанализировали две тысячи медицинских консультаций и выяснили, что большинство врачей придерживались закрытого стиля общения, из-за чего многие пациенты не могли сообщить обо всем, что их волновало.
На 34 из 51 консультации врач начинал предлагать лечение на основании первой жалобы пациента, предполагая, что она главная. При этом только 50% медицинских работников могли выявить более 60% жалоб пациентов. В системе отношений «врач-пациент» возник серьезный кризис, который требовал нового подхода к построению коммуникации. Им стала Калгари-Кембриджская модель, разработанная в 1996 году врачом и преподавателем медицинской школы Кембриджского университета Джонатаном Сильверманом совместно с профессором Университета Калгари Сюзанн Керц. Они поставили перед собой задачу – создать универсальный инструмент, который систематизирует медицинскую консультацию и сделает ее более эффективной. И для этого предложили разделить медицинский прием на пять ключевых этапов.
В 2000-х годах предложенный подход расширили, дополнили и адаптировали. С того времени его используют для обучения студентов медицинских вузов и практикующих врачей по всему миру, преимущественно в европейских странах. Российские врачи могут пройти обучение по Калгари-Кембриджской модели бесплатно, благодаря проекту «Образовательная поддержка», который реализует благотворительный фонд «Жизнь как чудо».
Обучение медицинских специалистов в рамках программы «Школа по заболеваниям печени»
Занятия по обучению навыкам медицинской коммуникации проходят онлайн в небольших группах по 5-7 человек, что позволяет уделить достаточное внимание разбору конкретных случаев из медицинской практики каждого специалиста. Происходит это так: врач (участник тренинга) и пациент, роль которого выполняет симулированный пациент (тренер), моделируют конкретную ситуацию, например – сообщение сложного диагноза. Пара инсценирует прием: ведет диалог, задает друг другу уточняющие вопросы, пациент может заплакать и сильно разволноваться. Как в такой момент врач выстроит общение, какая мимика будет на его лице и какие фразы он начнет использовать? Через такую практику у медицинского специалиста есть возможность понаблюдать за своей реакцией, а у одногруппников – увидеть ситуацию со стороны и потом поделиться обратной связью. В безопасной среде и в совместном обсуждении получается найти вариант взаимодействия максимально комфортный и врачу, и пациенту. Возможность проиграть различные ситуации есть у каждого участника тренинга.
Партнерство и эмпатия
Калгари-Кембриджская модель построена на принципах эмпатии, партнерских отношений и активного слушания. Она предполагает, что медицинская консультация – это двусторонний диалог. Врач не просто дает указания, а учитывает переживания, ожидания и личные особенности пациента. Такой партнерский подход противопоставляется патерналистской модели коммуникации, которая присуща российской медицине.
Об эмоциях и отношении
Калгари-Кембриджская модель дает врачу возможность распознать негативные эмоции пациента – страх, гнев – и помочь справиться с ними. Для решения конфликтной ситуации Татьяна Колосова советует внимательно выслушать пациента и принять его недовольства по поводу возникшей спорной ситуации: «Даже если вы с чем-то не согласны, помните, что принятие не равняется согласию. Проявляя эмпатию, вы вызываете доверие к себе, и тогда выстраивать диалог становится проще. Предложите варианты решения, основываясь на том, что в данный момент важно для самого пациента».
Когда врач не просто считывает набор симптомов у пациента, а воспринимает человека как личность со своими особенностями, страхами, опасениями и ожиданиями, это создает ощущение искреннего интереса к решению проблемы.
Татьяна Колосова уверена, что навыки коммуникации – не врожденные способности и не черта характера, им можно научиться. Для этого врачу нужно быть готовым к ответам и взаимодействию с пациентом на равных, в спокойном и уважительном тоне, без поучений.
«Партнерская модель поведения сначала может показаться сложной для врача, но в долгосрочной перспективе применение таких навыков коммуникации приводит к тому, что врач работает более эффективно и сам испытывает меньше стресса. Это двусторонний и взаимосвязанный процесс. Успокоить пациента крайне важно для самого специалиста – его личной и профессиональной устойчивости», – поясняет Татьяна Колосова.
Источники:
1. National Library of Medicine
2. Maguire,1996